История мотокросса начинается с 1908 года, когда вблизи Лондона произошло уникальное событие, получившее название "Гонка за лисой". В этом заезде участвовали 13 гонщиков на мотоциклах и 16 всадников. Целью было показать, что современные мотоциклы способны соперничать с традиционными конями в скорости. К сожалению, только двое из 13 мотоциклистов закончили гонку, в то время как все всадники успешно преодолели препятствия.
Великобритания и Франция в последующие годы также организовывали соревнования по мотокроссу, но они не вызывали большого интереса у публики. Соревнования включали восхождение на холм, с трассой, предназначенной для одного гонщика. Участники стартовали поочередно, и победителем становился тот, кто занимал самую высокую точку. Эти гонки представляли собой не столь увлекательное зрелище.
После Первой мировой войны формат мотокросса нашел свою удачную модель: старты стали массовыми, и трассы вели через различные ландшафты - траву, песок или грязь (без камней). Для гонщиков и зрителей идеальной оказалась трасса длиной от 1,5 до 3 км. Однако в СССР и США проводились гонки на трассах более 30 км. Это делалось для безопасности всех участников: их было слишком много и при короткой трассе не получалось безопасно разместить всех.
После Первой мировой войны формат мотокросса нашел свою удачную модель: старты стали массовыми, и трассы вели через различные ландшафты - траву, песок или грязь (без камней). Для гонщиков и зрителей идеальной оказалась трасса длиной от 1,5 до 3 км. Однако в СССР и США проводились гонки на трассах более 30 км. Это делалось для безопасности всех участников: их было слишком много и при короткой трассе не получалось безопасно разместить всех.
Первые гонщики адаптировали обычные дорожные мотоциклы для бездорожья, удаляя ненужные детали и модифицируя подвеску и двигатель. Это привело к созданию более легких и быстрых мотоциклов. Постепенно развивалось производства кроссовых мотоциклов. Это принесло множество изменений в конструкцию, улучшая управляемость и мощность. Новшества включали в себя водяное охлаждение, улучшенную подвеску и использование новых материалов. 4-х тактные двигатели сменились 2-х тактными, выхлопные трубы разместили выше, руль уменьшили. Мотоциклы становились быстрее и легче. Применялись новые сплавы и материалы, изменялась конструкция и детали.
Первые гонщики адаптировали обычные дорожные мотоциклы для бездорожья, удаляя ненужные детали и модифицируя подвеску и двигатель. Это привело к созданию более легких и быстрых мотоциклов. Постепенно развивалось производства кроссовых мотоциклов. Это принесло множество изменений в конструкцию, улучшая управляемость и мощность. Новшества включали в себя водяное охлаждение, улучшенную подвеску и использование новых материалов. 4-х тактные двигатели сменились 2-х тактными, выхлопные трубы разместили выше, руль уменьшили. Мотоциклы становились быстрее и легче. Применялись новые сплавы и материалы, изменялась конструкция и детали.
В Советском Союзе мотокросс был, пожалуй, cамым популярным и захватыющим видом спорта.
В конце 1990-х годов вернулись 4-тактные двигатели, которые оказались более экологичными, а благодаря новым материалам получилось сделать их более безопасными, легкими и надежными. На текущий момент среди кроссовых мотоциклов есть как двухтактные (2Т), так и четырёхтактные (4Т).
Отличительной особенность современных кроссовых мотоциклов является мощный двигатель, легкая рама и большой ход водвески (более 300мм). Конструкционно у кроссовых мотоциклов отсутствует световое оборудование, зеркала, приборная панель, боковой упор. Электростартер отсутствовал до 2011 год, а после его вернули.
Кроссовый мотоцикл является спортивным инвентарем и для управления им не требуется водительское удостоверение. Однако по дорогам общего пользования ездить не получится: кроссовый мотоцикл предназначен для спорта в специальных условиях. Кроссовые мотоциклы не регистрируют в ГИБДД, они не имеют ПТС и номерного знака.